на зимний семестр. Старт обучения
Осталось 11 мест
17 декабря
на зимний семестр. Старт обучения
Осталось 11 мест
17 декабря
17 сентября
на зимний семестр. Старт обучения
на зимний семестр
Осталось 11 мест

Почему «Как сварить яйцо в апельсине» всегда интереснее, чем «Заметки Корнелла»?

Недостатки и плюсы (неожиданно!) клипового мышления

Educate Online | 17.04.2025
Поговорим о клиповом мышлении; то, что приносит блогерам миллионную прибыль, а детям и взрослым — расфокус, быструю потерю интереса и снижение когнитивных способностей.

Клиповое мышление — это особый стиль восприятия информации, при котором человек воспринимает мир через короткие, яркие, фрагментарные образы. Все как в клипе: мелькают кадры, сюжет условный, а картинка максимально яркая.

Это противоположность понятийному (глубинному) мышлению, где все строится на логике, анализе и способности удерживать фокус.

Мы учимся этому в школе, но постепенно мозг упраздняет настройку фокуса, если каждый день смотреть подряд совершенно несвязанные вещи: плывущий по реке бобер, рецепт сэндвича с моцареллой, геймплей, тест «Какой ты хлеб».

Почему это не каприз, а новая реальность

Давайте сразу: клиповое мышление — не вина ребенка. Это результат среды. Устройства, приложения, алгоритмы соцсетей создаются так, чтобы мы не могли оторваться.

А еще у детей нет такой устойчивой системы саморегуляции, как у взрослых. Мозг еще формируется, развитие лобных долей идет до 25 (!) лет, а именно они отвечают за концентрацию и планирование. Поэтому дети и «залипают». Взрослые тоже, но с меньшими последствиями.

Для начала проверим, насколько все плохо.

Звоночки, что пора ограничивать экранное время:

Сложности с длительной концентрацией.
Читать рассказ на 4 страницы — тяжело. Смотреть видеоурок без шуток и заставок — скучно. Делать одно и то же больше 10 минут — невыносимо.

Низкая учебная выносливость.
Любое задание вызывает быструю усталость. Начинает писать сочинение, но уже через 15 минут «все болит, глаза закрываются, срочно нужно в туалет, очень хочется кушать и спать».

Поверхностное усвоение информации.
Знания есть, но они не связаны между собой. Ребенок знает много фактов, но не может объяснить причинно-следственные связи, обобщить или сделать вывод.

Трудности с запоминанием объемной информации.
Мозг привыкает к «кусочному» восприятию. Запомнить стих, правило или несколько дат требует усилий в 3–4 раза больше, чем раньше.

Нашли у ребенка больше двух совпадений? Будет сложно, но возможно. И прежде чем требовать срочно выключить этот проклятый телефон, читайте дальше.

Плюсы клипового мышления

Какие плюсы, о чем вы?! Это же деградация! Не совсем. Это раз как тот случай, когда у медали явно две стороны. Мы — за объективность, поэтому об оборотной стороне медали тоже расскажем. Плюсы есть, и довольно неожиданные.

🟢 Навык вычленять главное.
Именно клиповое мышление позволяет современным подросткам за 5 секунд понять суть видео или статьи.

🟢 Устойчивость к перегрузке.
Они быстрее обрабатывают большой поток информации и отфильтровывают «лишнее». По сути это цифровой иммунитет.

🟢 Гибкость и многозадачность.
Многие дети параллельно делают уроки, смотрят видео и переписываются в чате — и умудряются при этом усваивать материал.

🟢 Быстрая адаптация к новому.
Такие дети легче переключаются между задачами, быстро ориентируются в цифровой среде, умеют гуглить и «доставать» информацию откуда угодно.

🟢 Визуальная грамотность.
Они отлично разбираются в визуальном контенте, интуитивно понимают композицию, тренды, стили. Это может быть полезным в маркетинге, дизайне, видеопродакшене.

А дальше что с этим делать?

А дальше надо выпить чашечку чая, сделать глубокий вдох и понять, что если это новая реальность, бороться с ней бессмысленно. Но можно ее использовать в своих корыстных родительских интересах, то есть во благо ребенка. О том, как это сделать, рассказываем в следующей статье.

Запишите ребёнка на бесплатный пробный урок с носителем языка

Понравилась статья?
Вам будет интересно
Еще статьи по теме: